alexmonc

Category:

Расследование Соболь о YouTube-канале RT распалось из-за обычных логических ошибок

2 апреля, на YouTube-канале «Навальный LIVE» опубликовали «расследование» за авторством сотрудницы ФБК Любови Соболь. В нем она хотела доказать, что популярность российского международного телеканала RT в интернете основана только на проплаченных просмотрах и комментариях. Но даже при поверхностном просмотре видеоролика видно, что вся информация выстроена на обычном манипулировании фактами.

Особенностью нового «расследования» стало утверждение, будто на своем YouTube-канале RT накручивает просмотры через сайты с контентом эротического содержания. В качестве доказательства Соболь привела комментарии, которые она обнаружила под одним из видео с более чем миллионом просмотров.

Но как эти комментарии в принципе могут способствовать увеличению просмотров, Любовь не раскрывает. Если бы ей удалось обнаружить рекламу RT на эротических сайтах, то утверждение было бы верно. Но ситуация ровно противоположная — это недобросовестные владельцы порталов с «клубничкой» используют популярные видеоролики для распространения спама в комментариях.

В 2018 году СМИ освещали скандальную ситуацию, когда на каналах самых популярных блогеров мирового уровня начала массово появляться реклама пикантного характера. Так что владельцы эротических сайтов давно паразитируют на популярности раскрученных YouTube-каналов. Их присутствие в комментариях можно расценивать как доказательство известности того или иного блогера, в данном случае телеканала RT, но не наоборот.

Соболь неосознанно или намеренно, совершила известную логическую ошибку — подменила причину на следствие. Это под популярными видео появляются спамеры эротического контента, а не они делают видео популярными.

Основой для «расследования» стали комментарии обычных пользователей. По мнению Соболь, под популярными видео должно быть и много комментариев, чего у роликов RT, особенно иноязычных, якобы не наблюдается. В пример приводятся два сюжета «RT на испанском», которые просмотрело более 1 миллиона человек каждый, но комментариев на одном всего 93, а на втором еще меньше.

Навальнистка использует статистику канала «Навальный LIVE». В частности, ролик, посвященный поправкам в Конституцию России, который собрал 14 тысяч комментариев. Разница действительно впечатляющая, но насколько уместно подобное сравнение? Во-первых, неуместно ставить в один ряд новостной ресурс и канал желтушного блогера. Задача корреспондентов RT — достоверно рассказывать об актуальных событиях, а цель Навального, Соболь и ФБК — создать максимально скандальный ролик, не считаясь с фактами и аргументами. Сюжеты СМИ могут быть интересны миллионам, но не вызывать ответной реакции.

Во-вторых, разница в количестве комментариев и просмотров возникает, когда видеоролик с YouTube расходится по социальным сетям. Если пользователь посмотрел ролик в Twitter, Facebook или в «ВКонтакте», то там он и оставил свой комментарий, а просмотр засчитался на видеохостинге. Поэтому большая разница между количеством просмотров и комментариев свидетельствует только о том, что видео либо было использовано популярным блогером на своей странице, либо распространено многими обычными пользователями.

И в-третьих, если Соболь пытается доказать «накрутку» просмотров у RT, то она должна доказать их систематичность, а не использовать лишь наиболее удобный для себя пример. Мы проверили 12 самых популярных видео с канала «RT на испанском» и удостоверились, что систематичность с большим числом просмотров и малым количеством комментариев отсутствует.

Только под двумя видео из дюжины менее 1000 комментариев: 571 под сюжетом о подготовке к визиту президента Ирана в Италию и 944 к короткому видео о землетрясении в Непале. А вот на материал RT о жизни в Конго Соболь внимания не обратила, что и понятно — там почти 16 тысяч комментариев. В среднем же на канале под популярными видео 2-4 тысячи сообщений.

Следует отметить, что и 571, и 964 комментария под популярными роликами СМИ можно считать средним результатом. Причем, по мнению самой же Любови. В своем расследовании она упомянула видео на YouTube-канале «Би-би-си», где только 790 комментариев при 1,6 миллиона просмотров. Такую статистику она сочла обычной.

Выходит, что в 12 самых популярных видео «RT на испанском» нет признаков накрутки, указанных в видео Соболь. Всего на канале размещено более 200 роликов, каждый из которых имеет более миллиона просмотров. А помощница Навального нашла только два примера с малым числом комментариев и на их основе провела свой «анализ».

В данном случае Соболь, неосознанно или намеренно, совершила другую распространенную логическую ошибку — подменила общее на частное. Статистику всего 2 «удачных» примеров она распространила на 200 других объектов своего расследования, проигнорировав их показатели.

promo alexmonc september 22, 2016 12:11 6
Buy for 10 000 tokens

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.