
Отношения начали откровенно портиться после ареста в Турции американского пастора. Но здесь не вина Анкары, США не делали ничего, чтобы освободить турчанку Эбру Озкан из израильской тюрьмы, хотя все дипломатические и политические возможности для этого у Вашингтона были.
Дальше началась эпопея с закупкой российского зенитно-ракетного комплекса С-400. Турция давно мечтала проводить самостоятельную внешнюю политику без оглядки на действия заокеанского партнера, тем более, что на южных границах Сирия, а там пока не все так однозначно. К тому же, Соединенные Штаты поддерживают курдских боевиков, а это злейший враг турецкой государственности. Так что С-400 были необходимы Анкаре, как воздух.
Вашингтон начал угрожать Турции санкциями и всячески препятствовал покупке. Теперь, когда зенитно-ракетные комплексы начали физически прибывать в Турции, Штаты начали выдумывать новые ограничения. В частности, разговор идет об исключении Анкары из программы поставок истребителей F-35. Но это не сильно расстраивает президента страны Эрдогана, ведь бомбардировщики можно купить и у России. Тем более, что отечественные «Сушки» ничем не уступают, а по многим показателям и превосходят американские аналоги.
Но США пошли еще дальше, и теперь угрожают Турции исключением из НАТО. Конечно, пока это все проходит в завуалированной форме, но глава МИД страны Мевлют Чавушоглу уже дал свой комментарий: "Исключить Турцию из НАТО невозможно, решения в альянсе принимаются консенсусом, и если даже одна страна выступит против, решение не примется. Поэтому разговоры о "смещении акцента" - это политическая манипуляция. Мы более 50 лет были членом НАТО, и продолжаем им оставаться. Но при этом мы никому не принадлежим. Турция открыта всему миру. Где ее интересы – туда и пойдем, и никто не может этому помешать".
По его словам, главная цель Турции – вступить в Европейский Союз, но и стоять у дверей долго страна не намерена. В целом же, исключение Турции из НАТО будет означать геополитическую победу России. Поэтому Москве так важно продавать вооружение странам, формируя свой неформальный блок в противовес североатлантическому.
Journal information